Пояснительная записка

 

Выразительное чтение – это искусство художественного чтения, которое предполагает соблюдение определенных законов. Признаки выразительного чтения:

 а) хорошая дикция, ясное, четкое произношение звуков, их сочетаний, слов, достаточная громкость, темп, умение их регулировать;

б) умение соблюдать паузы и логические ударения, передающие замысел автора;

в) умение соблюдать интонации вопроса, утверждения, обещания, а также придавать голосу нужные эмоциональные окраски.

Методические средства развития выразительного чтения у учащихся: анализ содержания и образов, подготовка к выразительному чтению; слушание образцового чтения, особенно – одного произведения разными чтецами, анализ этого чтения; различные формы инсценирования: от чтения по ролям до подготовки спектакля; конкурсы на лучшего чтеца. Основой выразительного чтения обучаемых служит тренировка их речевого аппарата, развитие дикции (для этого используются специальные упражнения, скороговорки, «распевки» и пр.), а также изучение закономерностей русского произношения, ударения и интонаций.

Основная цель учебно-методического комплекса – помочь студентам совершенствовать выразительность речи и чтения, освоить методы и приемы работы над выразительностью речи.

В УМК представлены задания для индивидуальной и групповой самостоятельной (аудиторной и внеаудиторной) работы учащихся, ориентированные на усвоение, закрепление и систематизацию теоретических и практических сведений по дисциплине «Выразительное чтение», на выработку профессиональной компетенцииучащихся.

Требования к компетентности:

В результате изучения дисциплины учащиеся должны знать:

• основные понятия дисциплины;

• средства выразительности речи;

• правила литературного произношения («старшая», «младшая» норма);

• особенности сценического произношения («старшая» норма);

• особенности процесса физиологического и речевого дыхания;

• особенности образования звуков речи;

• виды, особенности и назначение интонации, логических ударений, пауз;

владеть навыками:

• формирования техники речи;

• контроля и анализа своей речи и речи окружающих с точки зрения выразительности;

• анализа художественного произведения;

• составления партитуры текста;

• выразительного чтения произведений различных жанров.

Предлагаемая программа практикума по выразительному чтению призвана реализовать следующие цели:

1. Добиться от студентов правильного понимания идейно-эмоционального содержания текста и его воплощения в звучащем слове;

2. Сформировать у учащихся представление о выразительном чтении как о «первой и основной форме конкретного, наглядного обучения литературе» (М.А. Рыбникова);

3. Закрепить уучащихся практические навыки искусства выразительного чтения.

 

Работа по формированию навыков выразительного чтения призвана реализовать следующие задачи:

1. Помочь учащимся овладеть методикой выразительного чтения на уроках литературы, уроках русского языка, а также во внеклассной работе;

2. Научить учащихся использованию выразительного чтения для развития логического и образного мышления, эстетического чувства;

3. Совершенствовать исполнительское мастерство будущих воспитателей;

4. Расширить знания по теории и истории искусства звучащего слова.

 

Курс «Основы выразительного чтения» рассчитан на 34 часа. Из них 10 часов - лекции, 24 часа - практические занятия. Кроме этого,  предполагается выполнение учащимися самостоятельной работы: это письменные задания по предложенному плану, подготовка внеаудиторных мероприятий по выразительному чтению. Планируется учебно-исследовательская работа по предмету (подготовка докладов, рефератов по конкретным темам, предложенным преподавателем).

Предложенная организация самостоятельной работы учащихся позволяет им закрепить теоретические знания по предмету, правильно понимать и осмысливать идейно-эмоциональное содержание текста и его воплощение в звучащем слове. Тем самым повышается профессиональный уровень подготовки будущих воспитателей.

Занятия завершаются обязательной контрольной работой.

 

Предлагаемые задания ранжируются с учетом индивидуально-типологического подхода к процессу обучения: от действий на узнавание, распознавание понятий, различение и установление подобия (первый уровень, 1 – 2 балла) до применения знаний в незнакомой ситуации для решения проблем (пятый уровень, 9 – 10 баллов).

         Задания повышенной сложности отмечены знаком *. Кроме того, в УМК сопоставляются различные точки зрения по обсуждаемым вопросам, предлагаются проблемные вопросы.

Задания предназначены для текущего контроля как в процессе чтения лекций, проведения практических занятий, так и для контролируемой самостоятельной работы учащихся.

 

Структура УМК:

 

1.Пояснительная записка

 

2. Теоретический раздел

 

3. Практический раздел

 

4. Радел контроля знаний

 

Учебно-методическое обеспечение дисциплины:

 

а). Программа «Основы выразительного чтения»

б). Календарно-тематический план …………………..…..

в) Список литературы  ……………………….……