Варианты зачисления на курс
Пояснительная записка
Выразительное чтение – это искусство художественного чтения, которое предполагает соблюдение определенных законов. Признаки выразительного чтения:
а) хорошая дикция, ясное, четкое произношение звуков, их сочетаний, слов, достаточная громкость, темп, умение их регулировать;
б) умение соблюдать паузы и логические ударения, передающие замысел автора;
в) умение соблюдать интонации вопроса, утверждения, обещания, а также придавать голосу нужные эмоциональные окраски.
Методические средства развития выразительного чтения у учащихся: анализ содержания и образов, подготовка к выразительному чтению; слушание образцового чтения, особенно – одного произведения разными чтецами, анализ этого чтения; различные формы инсценирования: от чтения по ролям до подготовки спектакля; конкурсы на лучшего чтеца. Основой выразительного чтения обучаемых служит тренировка их речевого аппарата, развитие дикции (для этого используются специальные упражнения, скороговорки, «распевки» и пр.), а также изучение закономерностей русского произношения, ударения и интонаций.
Основная цель учебно-методического комплекса – помочь студентам совершенствовать выразительность речи и чтения, освоить методы и приемы работы над выразительностью речи.
В УМК представлены задания для индивидуальной и групповой самостоятельной (аудиторной и внеаудиторной) работы учащихся, ориентированные на усвоение, закрепление и систематизацию теоретических и практических сведений по дисциплине «Выразительное чтение», на выработку профессиональной компетенцииучащихся.
Требования к компетентности:
В результате изучения дисциплины учащиеся должны знать:
• основные понятия дисциплины;
• средства выразительности речи;
• правила литературного произношения («старшая», «младшая» норма);
• особенности сценического произношения («старшая» норма);
• особенности процесса физиологического и речевого дыхания;
• особенности образования звуков речи;
• виды, особенности и назначение интонации, логических ударений, пауз;
владеть навыками:
• формирования техники речи;
• контроля и анализа своей речи и речи окружающих с точки зрения выразительности;
• анализа художественного произведения;
• составления партитуры текста;
• выразительного чтения произведений различных жанров.
Предлагаемая программа практикума по выразительному чтению призвана реализовать следующие цели:
1. Добиться от студентов правильного понимания идейно-эмоционального содержания текста и его воплощения в звучащем слове;
2. Сформировать у учащихся представление о выразительном чтении как о «первой и основной форме конкретного, наглядного обучения литературе» (М.А. Рыбникова);
3. Закрепить уучащихся практические навыки искусства выразительного чтения.
Работа по формированию навыков выразительного чтения призвана реализовать следующие задачи:
1. Помочь учащимся овладеть методикой выразительного чтения на уроках литературы, уроках русского языка, а также во внеклассной работе;
2. Научить учащихся использованию выразительного чтения для развития логического и образного мышления, эстетического чувства;
3. Совершенствовать исполнительское мастерство будущих воспитателей;
4. Расширить знания по теории и истории искусства звучащего слова.
Курс «Основы выразительного чтения» рассчитан на 34 часа. Из них 10 часов - лекции, 24 часа - практические занятия. Кроме этого, предполагается выполнение учащимися самостоятельной работы: это письменные задания по предложенному плану, подготовка внеаудиторных мероприятий по выразительному чтению. Планируется учебно-исследовательская работа по предмету (подготовка докладов, рефератов по конкретным темам, предложенным преподавателем).
Предложенная организация самостоятельной работы учащихся позволяет им закрепить теоретические знания по предмету, правильно понимать и осмысливать идейно-эмоциональное содержание текста и его воплощение в звучащем слове. Тем самым повышается профессиональный уровень подготовки будущих воспитателей.
Занятия завершаются обязательной контрольной работой.
Предлагаемые задания ранжируются с учетом индивидуально-типологического подхода к процессу обучения: от действий на узнавание, распознавание понятий, различение и установление подобия (первый уровень, 1 – 2 балла) до применения знаний в незнакомой ситуации для решения проблем (пятый уровень, 9 – 10 баллов).
Задания повышенной сложности отмечены знаком *. Кроме того, в УМК сопоставляются различные точки зрения по обсуждаемым вопросам, предлагаются проблемные вопросы.
Задания предназначены для текущего контроля как в процессе чтения лекций, проведения практических занятий, так и для контролируемой самостоятельной работы учащихся.
Структура УМК:
1.Пояснительная записка
4. Радел контроля знаний
Учебно-методическое обеспечение дисциплины:
а). Программа «Основы выразительного чтения»
б). Календарно-тематический план …………………..…..
в) Список литературы ……………………….……
- Учитель: Валентина Алексеевна Шунаева